Статьи

Лео Коттке (Leo Kottke)

 

 

 

 

     Лео Коттке (родился 11 сентября 1945 года в Афинах, штат Джорджия, США) – акустический гитарист. Он широко известен благодаря своему новаторскому стилю, сочетающему влияние блюза, джаза и фолк-музыки, а также свои собственные синкопированные, полифонические мелодии. Коттке преодолел ряд личных препятствий, включающих в себя частичную потерю слуха и почти стоившее ему карьеры повреждение сухожилия на руке, став в итоге широко узнаваемым мастером своего инструмента.

     Сосредоточившись в основном на инструментальной композиции и игре, Коттке иногда двигался в вокальном направлении, пел нетрадиционным экспрессивным баритоном, который он сам иронично охарактеризовал как звук «гусей, пукающих в пасмурный день». Коттке разнообразит свои юмористические и часто эксцентричные монологи избранными вокальными и инструментальными композициями из своей карьеры, играя соло на 6-ти и 12-ти струнных гитарах собственной сигнатуры.

 

Ранние годы и карьера

 

     Рожденный в Афинах, штат Джорджия, Коттке переезжал со своими родителями так часто, что вырос в двенадцати разных штатах. Юношей, живя в Маскоги, штат Оклахома, Коттке испытал влияние фолк-музыки и дельта блюза, в частности Миссисипи Джон Херта (Mississippi John Hurt). Перед тем как перейти к гитаре и развить свой нетрадиционный пальцевый стиль, Коттке учился играть на тромбоне и скрипке. Несчастный случай с фейерверком навсегда повредил слух в его левом ухе, что было также усугублено тем, что он оглох  во время пожарных учений, когда служил в Военно-Морском  Резерве Соединенных Штатов (United States Navy Reserve), когда его правое ухо тоже было повреждено.

     После увольнения из Военно-Морского  Резерва из-за частичной потери слуха, Коттке посещал Университет Клауд Стэйт (Cloud State University) в центральной Миннесоте, но бросил его, выбрав вместо этого поездки автостопом по стране в поисках места для жизни, до того как в конечном итоге поселился в Твин Сити, штат Миннесота. Здесь он записал свой дебютный альбом «12-String Blues», который был выпущен на независимом лейбле Oblivion.  Затем он записал альбом «6- and 12-String Guitar» (также известный как «Armadillo album» из-за животного - броненосца, изображенного на обложке) для лейбла Джона Фейхи (John Fahey) Takoma Records. Он остается одной из самых известных работ, ассоциируемых с именем Коттке, переизданный много раз на различных лейблах. Агент Фэйхи Денни Брюс (Denny Bruce) подписал Коттке на Capitol Records, и в 1971 году Capitol выпустил первый альбом Коттке на большом лейбле – «Mudlark».

     Понуждаемый в начале 1970-х быть больше фолк-певцом, нежели инструменталистом, на альбомах того периода он записывался с вокалом и подыгрывающими музыкантами. В 1972 он выпустил альбом «Greenhouse» и в 1973 – живой альбом «My Feet Are Smiling» и «Ice Water». Эти альбомы показали, что Коттке двигается в сторону эклектической смеси музыкальных жанров, включающих фолк, рок, джаз и блюграсс. Коттке закрыл свой контракт с Capitol седьмым альбомом «Chewing Pie» в 1975. В настоящее время Лео также набрал популярность благодаря своему участию в фолк-фестивалях. Со своим одноименным альбомом «Leo Kottke» в 1976 году он перешел в Chrysalis Records.

 

Повреждение и новый стиль игры

 

     В начале 1980-х Коттке стал страдать от боли в сухожилиях и связанным с этим повреждением нерва, вызванным его энергичным и агрессивным стилем игры (особенно на 12-ти струнной гитаре). В результате он поменял свой пальцевый стиль на классический с использованием подушечек пальцев и с небольшим увеличением использования ногтей пальцев, а также изменил расположение правой руки, чтобы уменьшить давление на сухожилия. Также он стал больше изучать классическую и джазовые техники композиции и игры. Он взял длинный перерыв в записывании и выступлениях и одновременно ушел от больших лейблов к небольшому Private Music. Private Music считался лейблом музыки New Age в стиле Windham Hill,  поэтому и музыку Коттке часто стали характеризовать этим стилем. После рефлексивного альбома «Shout Toward Noon» 1986 года, он взял небольшой перерыв в записывании до возвращения с новым альбомом Regards from Chunk Pink в 1988.

 

Поздняя карьера

 

     Коттке выпускал альбомы ежегодно с 1989 по 1991: «My Fathers Face», «Thats What» и, наконец, «Great Big Boy» c участием Лайла Ловетта (Lyle Lovett). Два года спустя Коттке вернулся с «Peculiaroso», который спродюсировал Рики Ли Джонс (Ricky Lee Jones). Затем в 1999 последовал сольник «One Guitar No Vocals».

     В 2002-ом Коттке и Майк Гордон (Mike Gordon, на тот момент басист группы Phish, у которой был затяжной перерыв)  вместе записали «Clone», альбом с инструменталом и вокалом от обоих музыкантов. Второй альбом этой пары последовал в 2005 году (к тому времени Phish официально распались). Дуэт делал туры в поддержку обоих альбомов. В перерыве между двумя альбомами дуэта Коттке выпустил сольник 2004 года «Try And Stop Me».

     18 мая 2008 года Лео Коттке получил степень Доктора Музыкального Исполнения в университете Висконсина-Милуоки (University of Wisconsin-Milwaukee).

 

Настройка

 

     Гитары Коттке часто настроены необычно; в начале своей карьеры он много использовал открытый строй, в то время как в последние годы он практиковал больше традиционный строй  с настройкой на два тона ниже.

 

Оркестровые работы, перезаписи и другие сотрудничества

 

     В 1976 году Коттке сотрудничал с Джеком Ницше (Jack Nitzsche) на релизе «Leo Kottke», в котором на нескольких треках использовалась небольшая оркестровая секция.

     В позднюю свою карьеру Коттке начал перерабатывать и перезаписывать мелодии, которые он написал в начале 1970-х. Например, альбом 1999 года «One Guitar No Vocals» предлагал новую инструментальную версию композиции 1974 года «Morning Is The Long Way Home» с контрмелодией, появляющейся за вокальной линией без оригинального чудаковатого текста. Коттке также комбинировал ранее записанные мелодии в новых композициях, особенно это заметно в минисюите «Bigger Situation», также выпущенной в «One Guitar No Vocals».

     В 1990 году Коттке и композитор Стефан Паулюс (Stephen Paulus) создали «Ice Fields», работу для усиленной акустической гитары в формате концерта. В «Ice Fields» использовались пять движений, каждое из которых базировалось на существующей композиции Коттке с оркестровкой и интерлюдиями. Премьера игралась Симфоническим Оркестром Атланты (Atlanta Symphony Orchestra) Паулюса, произведение изредка исполнялось с тех пор, но не было записано, частично в силу дороговизны записи с целым оркестром. 

     Коттке на своих записях часто сотрудничал со своим учителем Джоном Фэйхи, также как и с Четом Эткинсом (Chet Atkins), Лайлом Ловеттом, Марго Тимминс (Margo Timmins), Майком Гордоном и Рики Ли Джонсом. Он записывал мелодии Тома Ти Холла (Tom T. Hall), Джонни Кэша (Johnny Cash), Карлы Блэй (Carla Bley), Флитвуд Мэк (Fleetwood Mac), Бердз (The Byrds), Йормы Кауконена (Jorma Kaukonen), Криса Кристофферсона (Kris Kristofferson), Рэндэлла Хилтона (Randall Hilton) и многих других.

      Он делал туры со многими другими гитаристами, играя как сольные, так и ансамблевые вещи; в частности он участвовал в «Гитарном Саммите» («Guitar Summit») с джазовым гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), гитаристом фламенко Пако Пеньей (Paco Pena) и классическим гитаристом Пепе Ромеро (Pepe Romero). Коттке также является частым гостем на радио программе A Prairie Home Companion.

 

Перевод: Евгений Белюгов

 

Ссылка на оригинальный англоязычный ресурс:

http://en.wikipedia.org/wiki/Leo_Kottke

 
 

Партнеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 11 гостей онлайн