О музыканте
"Памяти музыканта", 22 января 2011 года

Памяти музыканта

 

  Очень редко, но бывают в жизни встречи, которые могут перенести из обычного размеренного существования во что-то ранее неизведанное, но при этом подсознательно притягательное и интересное. Вот и мне в жизни выпал случай познакомиться с неординарным человеком, музыкантом, жившем в нашем г. Новокузнецке - Юрием Владимировичем Дудиным. Хотелось бы еще раз почтить память гитариста, ушедшего из жизни четыре года назад.

  Начало моего знакомства с учителем достаточно банально и предсказуемо: давно лежавшая подаренная родителями гитара, молодой паренек, наконец-то серьезно решивший научиться играть, увиденное объявление о том, что какой-то музыкант дает уроки игры на инструменте. Иду на первое занятие, при этом понятия не имею - как оно должно проходить, подойду ли я в качестве ученика, чему меня могут научить?

  Невысокий плотный мужчина в очках сходу задает вопрос: какую музыку Вы хотите научиться играть? Как Высоцкий или еще как-нибудь? Это "Вы" так и останется до конца наших отношений. Потом то я конечно уже привык к этому, воспринимая такое обращение естественно. Но тогда, первое время, меня, юнца, к которому очень редко кто тогда так обращался, это очень поразило и сразу задало такую планку отношений ученика и учителя, при которой чувствуешь, что тебя уважают, ты - личность и в ответ тоже испытываешь уважение, с удвоенным вниманием вслушиваясь в то, что тебе говорят.

  И так, вопрос - что же я хочу играть?. Неуверенно, с сомнением насчет уместности такой музыки здесь, отвечаю: "Меня притягивает музыка "Битлз" и "Роллинг Стоунз"..". И тут же слышу в ответ: "Женя, это наша музыка!". Юрий Владимирович играет "Yesterday" (как позже выяснилось в собственной аранжировке для одной гитары) и все встает на свои места. Глаза загораются и внутри для себя отмечаю, что это то что нужно. Конечно, предстоял еще долгий путь, чтобы научиться исполнять что-то более или менее внятно, но все это время я не терял интереса. Благодаря своим качествам педагога, да и просто чисто человеческим, Юрий Дудин делал процесс обучения увлекательным и немонотонным.

  Постепенно, шаг за шагом погружаясь в гитарную музыку, я конечно интересовался: чем увлечен сам музыкант, что cлушает? И тут моя готовность воспринять что-то новое легла на благодатную почву - Юрий Владимирович был прекрасным рассказчиком, очень щедрым и открытым собеседником. Причем делился он своими впечатлениями абсолютно без нажима, тактично и интеллигентно, что вкупе с безусловным профессионализмом и вкусом очень захватывало и побуждало к открытию новых музыкальных горизонтов. Так я открыл для себя его любимые The Who, The Beach Boys, Free и многие другие группы.. Некоторые из них до сих пор в числе и моих любимых, некоторые я воспринял не так близко, но благодарность за тот глоток свежего воздуха храню в себе до сих пор. Безотказность Юрия Владимировича нередко его подводила - иногда он в растерянности обнаруживал, что кто-то не вернул диски, ноты (он часто давал их своим ученикам и друзьям). Корил себя за это, но продолжал делиться тем, что считал заслуживающим внимания.

  Отдельного упоминания заслуживают его приоритеты в подборе репертуара. Дудин был приверженцем сольного исполнения, считал для себя ориентиром в профессии гитару как инструмент, способный заменить целую группу или даже оркестр. Не являясь любителем так называемой "испанской" музыки, Юрий Владимирович искал что-то другое и счастливым случаем считал для себя тот момент, когда случайно в одном из музыкальных магазинов г. Новокузнецка наткнулся на диск Чета Эткинса "Almost alone", в котором большинство композиций этот легендарный американский гитарист исполнял на одной гитаре в пальцевом стиле. С жадностью ухватившись за эту возможность Юрий Дудин снял на слух почти все вещи с этого диска, записал на ноты и ввел их в свой репертуар и в репертуар своих учеников.

  Долгое время эта пластинка оставалась чуть ли не единственным источником подобной музыки, но через некоторое время случился прорыв - Юрий Владимирович приобрел на редкость удачный сборник композиций современных американских гитаристов пальцевого стиля, который открыл новые на тот момент для нас имена - Leo Kottke, Laurence Juber, Billy McLaughlin, Stephen Bennett и другие. Естественно почти все они в дальнейшем были сняты и записаны в ноты. Постепенно, по цепочке, добывались диски и ноты этих и других исполнителей жанра American Fingerstyle Guitar. При этом нужно учесть, что интернет тогда не был так широко доступен и Дудину приходилось за приличные деньги заказывать из-за границы фирменные диски и ноты..
 
  В итоге Юрию Владимировичу удалось собрать достойную коллекцию редкой и малоизвестной у нас гитарной музыки. И не только собрать, но и взять в работу, включить в свой репертуар, использовать в обучении. И поэтому вполне логичным шагом с его стороны явилось желание организовать сольный концерт. Все начиналось с малой сцены и шаг за шагом набирая обороты Дудин дошел до концертов в Новокузнецком драмтеатре. Был и успех и полные залы. Прекрасно помню свои ощущения, особенно от первых концертов - сильное волнение, как будто сам находишься на сцене, чувство причастности к высокому искусству и даже некоторую гордость. Стремясь разнообразить программу Юрий Владимирович не отказывался и от того, чтобы делить сцену со своими учениками и друзьями-музыкантами, участвовал в дуэтах и групповых номерах. К разговору о его человеческих качествах: однажды, когда перед одним из концертов Юрий Владимирович узнал о том, что его друг-музыкант попал в больницу и нуждается в помощи, весь сбор от мероприятия пошел другу.

  Какие штрихи к портрету этого человека я бы еще добавил.. По моему мнению Юрий Владимирович не очень-то встраивался в современный мир потребления, оставаясь в хорошем смысле "повернутым" на музыке. Такие люди большая редкость сейчас и для меня он навсегда останется учителем, человеком с чувством собственного достоинства, неординарным музыкантом.

 

Евгений Белюгов

 

Партнеры

Кто сейчас на сайте

Сейчас 37 гостей онлайн